Вернуться в СМИ о нас
102 года назад 13 июля родился Каору Исикава 05.07.2017

102 года назад 13 июля родился Каору Исикава

Источник: Пресс-служба ГК «Оргпром» Японские компании, реализующие «кружки качества» Каору Исикавы, экономят $20-25 млрд. ежедневно

Кто такой Каору Исикава?

Каору Исикава родился в Токио (Япония) 13 июля 1915 года. В 1939-м Каору окончил Токийский Университет (University of Tokyo) с инженерным образованием в прикладной химии. Его первой работой была должность военно-морского технического сотрудника (1939-1941), после чего Исикава перешел на работу в топливную компанию «Nissan Liquid Fuel Company» в 1947-м. Он начал исполнять обязанности председателя в Технологическом Институте Мусаси (Musashi Institute of Technology) в 1978-м.

Каору Исикава – известный японский ученый в области управления качеством, с именем которого также связывают возрождение и развитие японской экономики. Он считал, что успех Японии в завоевании мировых рынков во многом зависит от эффективности методов контроля качества. По его инициативе стали появляться так называемые кружки качества (quality circles). Их сущность заключается в том, что группа работников от 4 до 8 человек добровольно собирается для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качества продукции, и подготовки предложений по их устранению. Такие встречи как заседания кружков качества обеспечивают горизонтальные связи, а взаимоотношения по подчиненности - вертикальные связи. И те, и другие необходимы и позволяют вовлечь в управление качеством весь персонал, начиная с руководителей высшего звена, управляющих, инженеров, мастеров и заканчивая всеми без исключения рабочими. Сам Исикава говорил, что прямого экономического эффекта от существования таких кружков ожидать не стоит, однако, по некоторым данным, работа кружков позволяет японским компаниям ежедневно экономить $20-25 млрд.

Так что же нужно делать, чтобы экономить средства, но при этом повышать уровень качества продукта?

http://www.logists.by/data/library/images/34/ad/34adbdbd6ed0639a017366812a8c6b89.jpg?1392886488

К. Исикава нередко предупреждал о том, что «контроль над тотальным качеством (КТК) заключается в выполнении того, что должно выполняться как само собой разумеющееся».  Исикава также утверждал, что КТК не является быстродействующим лекарством наподобие пенициллина, а должен рассматриваться скорее, как гомеопатическое средство, которое при долговременном употреблении способно постепенно улучшить состояние компании.

Исикава внес огромный вклад в развитие подхода к контролю качества и стоит обозначить несколько важных пунктов, которые он выделил:

1. Все виды деятельности компании образуют собой единый процесс, поэтому важно понять, кто является клиентами и поставщиками фирмы, и определить их истинные требования.
2. Управление качеством требует интегрированного подхода, учитывающего издержки, качество как таковое, производительность труда и надежность сбыта.
3. Процесс труда является “горизонтальным”, основанным на использовании всех ключевых функций; следовательно, повышение качества может произойти только тогда, когда усилия к этому прилагают все основные функции путем применения и группового подхода, и кружков качества.
4. КК представляет собой скорее способ изменения поведения и установок людей, чем набор готовых методов и инструментов; исключительно важны для эффективного контроля и управления качеством непрерывное обучение и тренинг.
5. Кружки качества являются реальным способом повышения качества и средством формирования уважительного отношения к работникам и реализации их творческого и инновационного потенциала.

Самый важный аспект КТК – вовлечение всех сотрудников компании.

http://www.crystals.ru/uploads/local/field_photo/article_670/tekuchka-kadrov_0.jpg?itok=rQqcFt8m

К. Исикава утверждает, что в КТК должны участвовать все, и каждый сотрудник компании, а усилия лишь отдельных работников никогда не смогут обеспечить удовлетворяющих конечных пользователей уровень качества. Он верил в то, что КТК является не просто совокупностью методов или специальных навыков, но требует также образования и подготовки работников и изменения их поведения с тем, чтобы они постоянно стремились к повышению качества и снижению расходования ресурсов. К. Исикава рассматривал это как проявление уважения к работникам и как признание ценности вклада каждого из них. С точки зрения японцев КТК является процессом, цели которого нельзя отделить от средств, используемых для их достижения. Таким образом управление производством и измерение результатов определяются возможностями высшего руководства эффективно ставить задачи для всех уровней организации.

Главным показателем эффективности данных методов является так называемое «японское чудо». Заключалось оно в невероятном росте экономических позиций страны в весьма сложных послевоенных условиях. Японское чудо формировалось в результате определенных действий государства, которые до сих пор изучаются и оцениваются экономистами. Считается, что взлет японской экономики обусловлен применением на практике принципов тотального контроля качества, о которых было сказано выше. Идеи КТК были реализованы во многих странах, но ни одна из них не достигла таких результатов в повышении качества как Япония. Некоторые ученые приписывали вину за эту неудачу неправильному отношению к проблеме качества и недостаточным стремлением к ее решению со стороны руководства фирм. Вероятно, суть японского чуда заключается в способности осознания потенциала человеческих возможностей. Именно контролирующие процессы и осуществляющие управление ими люди, а также их творческие и новаторские усилия определяют стандарты качества.

Подводя итог, хотелось бы процитировать известного американского бизнесмена Филиппа Кросби: «Качество бесплатно. Оно не подарок, но бесплатно. Дорого стоит некачественная продукция и вся та деятельность, которая должна быть предпринята, если не делается необходимая работа в нужное время.»

Заровецкая Анастасия, стажер ГК «Оргпром» Читать все новости по бережливому производству интернет-журнала «Вестник Лин»
Вернуться в СМИ о нас

ПРОГРАММЫ

Лидер потока (2 сессия) – Развитие и вовлечение персонала в преобразования. Хосин Канри
ООО «Банко»
19.07.2017 - 21.07.2017
г. Коломна

Эксперт (7 сессия) - Как выявить и решить самые «дорогие» проблемы. Аттестация производственной системы. Защита проектов.
Фабрика детской обуви «Скороход»
25.07.2017 - 27.07.2017
г. Санкт-Петербург

Лидер потока (3 сессия) – Система запуска и сопровождения проектов и мероприятий для повышения эффективности потока
ООО «Банко»
23.08.2017 - 25.08.2017
г. Коломна

Семинар «Введение в бережливое производство. Система непрерывных улучшений (Кайдзен)»
Президентский Центр Б.Н. Ельцина
27.09.2017
г. Екатеринбург

Кайдзен-командировка
Семинар-практикум с посещением «Тoyota Motor Corporation». Лин-экскурсии на предприятия мирового уровня. Семинар от Лин-Гуру. Экскурсия по Токио, посещение наиболее значимых объектов японской культуры. Любование сезоном красных кленов
23.10.2017 - 30.10.2017
Япония

Все программыВсе программы